Электродвигатели
Электрический двигатель
Электродвигатель
представляет собой электрическую машину, которая преобразовывает электроэнергию
в энергию вращения вала с незначительными тепловыми потерями. Главный принцип
работы любого электродвигателя заключается в использовании электромагнитной индукции
в качестве основной движущей силы. Для этого конструкция электродвигателя
включает:
- Неподвижную часть (статор или
индуктор).
- Подвижную часть (ротор или якорь).
В зависимости от предназначения, применяемого рода
тока и конструктивных особенностей электрические двигатели имеют большое
количество разновидностей.
Двигатели постоянного
тока
Электродвигатели
постоянного тока объединяют широкий ассортимент устройств, обеспечивающих
высокий КПД при трансформации электрической энергии в механическую. Для
надежного соединения электрической цепи подвижной и неподвижной части
электропривода постоянного тока используют щеточно-коллекторный узел. В
зависимости от конструктивных особенностей щеточно-коллекторного узла, все
электрические машины постоянного тока подразделяют на следующие группы:
- Коллекторные.
- Бесколлекторные.
В свою очередь
коллекторные электродвигатели условно разделяют на следующие виды:
- Самовозбуждающиеся.
- С возбуждением от электромагнитов
постоянного действия.
Устройства с независимым
возбуждением характеризуются низкой мощностью, поэтому данные электроприводы
используют для не ответственных операций с низкой нагрузкой. Машины с
самовозбуждением подразделяют на:
- Устройства с последовательным
возбуждением, где якорь подключается последовательно обмотке возбуждения.
- Электродвигатели с параллельным
возбуждением, где якорь включается параллельно обмотке возбуждения.
- Электропривод смешанного возбуждения,
который характеризуется наличием параллельных и последовательных
соединений.
Двигатели переменного
тока
Электродвигатели
переменного тока представлены широкой номенклатурой устройств, которые
различают по многочисленным конструктивным и эксплуатационным характеристикам.
В зависимости от скорости вращения ротора выделяют электрические машины
синхронного и асинхронного типа.
Синхронные двигатели характеризуются одинаковой
скоростью вращения ротора и магнитного поля питающего напряжения. Подобный тип
электрических двигателей используют для изготовления устройств с высокой
мощностью. Кроме этого существует еще одна разновидность синхронного привода —
шаговые двигатели. Они имеют строго заданное в пространстве положение ротора,
которое фиксируется подачей питания на обмотку статора. При этом переход из
одного положения в другое осуществляется посредством подачи напряжения на
требуемую обмотку.
Асинхронный электрический двигатель имеет частоту
вращения ротора отличную от частоты вращения магнитного поля питающего
напряжения. В настоящее время этот тип электродвигателей получил самое широкое
распространение как на производстве, так и в быту.
В зависимости от
количества фаз питающего напряжения электропривод принадлежит к одной из групп:
- 1-нофазные;
- 2-хфазные;
- 3-хфазные;
- многофазные.
Категория размещения и климатическое исполнение
Все электродвигатели
производят с учетом воздействия во время эксплуатации определенных факторов
окружающей среды. По этой причине все электрические машины подразделяют на
следующие категории размещения:
- Для помещений с высоким уровнем
влажности.
- Для помещений закрытого типа с
вентиляцией естественного типа без искусственного регулирования
климатических параметров. При этом ограничено воздействие пыли, влаги и
УФ- излучения.
- В условиях открытого пространства.
- Для помещений закрытого типа с
искусственным регулированием климатических параметров. При этом ограничено
воздействие пыли, влаги и УФ-излучения.
- Для помещений с изменением влажности
и температуры, которые не отличаются от изменений на улице.
В зависимости от
климатического исполнения в соответствии с требованиями ГОСТ 15150 — 69 все
электрические двигатели подразделяют на следующие типы исполнения:
- Все возможные макроклиматические
районы (В).
- Холодный (ХЛ).
- Все морские районы (ОМ).
- Сухой тропический (ТС).
- Общий (О).
- Умеренный (У).
- Умеренный морской (М).
- Влажный тропический (ТВ).
Категория размещения и климатическое исполнение
указывают в условном обозначении электродвигателя на его бирке и в паспорте.
Степень защиты корпуса
Для условного обозначения
степени защиты корпуса электрической машины от воздействия вредных факторов
окружающей среды используют аббревиатуру IP. При этом на корпусе электропривода
указывают следующую информацию:
- Высокий уровень защиты от пыли —
IP65, IP66.
- Защищенные — не ниже IP21, IP22.
- С защитой от влаги — IP55, IP5.
- С защитой от брызг и капель — IP23,
IP24.
- Закрытое исполнение — IP44 — IP54.
- Герметичные — IP67, IP68.
При подборе электрического двигателя для эксплуатации
в условиях воздействия определенных вредных факторов, необходимо тщательно
подходить к выбору степени защиты его корпуса.
Крановые электродвигатели
Крановые электродвигатели представляют собой
асинхронные устройства переменного тока или двигатели постоянного тока с
параллельным или последовательным возбуждением.
В отличие от других
категорий электродвигателей, крановые электроприводы имеют следующие
особенности:
- Большинство крановых электрических
двигателей имеет закрытое исполнение корпуса.
- Момент инерции на роторе составляет
минимально возможное значение, что обеспечивает минимальные потери энергии
во время переходных процессов.
- Кратковременная перегрузка по моменту
для крановых двигателей постоянного тока составляет 2,0 — 5,0, а для
электромоторов переменного тока 2,3 — 3,5.
- Класс нагревостойкости изоляционных
материалов не менее F.
- У кранового электропривода
переменного тока в номинальном режиме ПВ составляет не менее 80 минут.
- С целью получения большой
перегрузочной способности по моменту добиваются высоких значений
магнитного потока.
- Отношение максимально допустимой
частоты вращения к номинальному значению для электродвигателей постоянного
тока составляет 3,5 — 4,9, а для машин переменного тока 2,5.
Эксплуатация кранового
привода характеризуется следующими условиями эксплуатации:
- Частые пуски, реверсы и торможения.
- Регулирование частоты вращения в
широком диапазоне значений.
- Повышенная вибрация и тряски.
- Повторно-кратковременный режим
работы.
- Воздействие высокой температуры,
газа, пыли и пара.
- Значительная перегрузка во время
работы.
Общепромышленные
электрические двигатели
Электродвигатели
общепромышленного исполнения применяют для привода механизмов, которые не
предъявляют особых требований к показателям КПД, энергосбережения, скольжению и
пусковым характеристикам. Они характеризуются повторно-кратковременным режимом
работы и изоляцией с классом нагревостойкости класса F. Наиболее популярными в
этой категории являются асинхронные электрические двигатели марки АИР с
короткозамкнутым ротором. Благодаря многочисленным достоинствам, этот тип
электропривода с успехом применяется на всех производственных предприятиях. От
продукции других торговых марок его отличает:
- Простая конструкция с отсутствием
подвижных контактов.
- Низкая стоимость в сравнении с
электрическими машинами других типов.
- Высокая ремонтопригодность всех
главных узлов и рабочих элементов.
- Использование напряжения сети 380 В
без дополнительных регуляторов или фильтров.
- Монтаж двигателя осуществляется на
лапах или фланцах, поэтому происходит в минимально короткий срок.
Электрические машины общепромышленного исполнения
находят применение в сферах деятельности, где нет необходимости в высоких
эксплуатационных параметрах: вентиляционные системы, насосные станции,
станочное оборудование, компрессорные установки и др. Эксплуатация
общепромышленных электродвигателей осуществляется в двух основных режимах:
генераторный и двигательный. При этом в генераторном режиме электрические
двигатели являются источником электроэнергии за счет преобразования
механической энергии вращения вала. В двигательном режиме привод
общепромышленного исполнения потребляет электроэнергию и превращает её в
механическую энергию вращения вала.
Электрические двигатели с
электромагнитным тормозом
Электрический привод с электромагнитным тормозом
предназначен для эксплуатации в повторно-кратковременном или кратковременном
режиме. Он разработан специально для механизмов, которые требуют форсированной
остановки в строго регламентированное время. К таким механизмам относят:
электрические тали, автоматизированные складские системы, обрабатывающие станки
и др. Тормозной механизм, как правило, располагают со стороны противоположной
валу двигателя. Он обеспечивает быстрое торможение электрического привода при
отключении питания, а при повторной подаче напряжения растормаживает его.
Электрические машины со
встроенным электромагнитным тормозом работают по следующему принципу:
1.
Электромагнитную катушку тормоза
подключают последовательно к одной из фазных обмоток электродвигателя.
2.
Катушка получает постоянное напряжение
посредством выпрямляющего устройства, которое располагают возле коробки с
выводами или переменное напряжение непосредственно с обмотки электродвигателя.
3.
При отсутствии фазного напряжения катушка
обесточивается, и якорь прочно зажимает блокировочный механизм.
4.
После восстановления электрического
питания катушка подтягивает якорь, что позволяет валу двигателя свободно
перемещаться.
В зависимости от способа
монтажа электромоторы со встроенным электромагнитным тормозом изготавливают в
следующих исполнениях:
- С горизонтальным валом.
- С вертикальным валом.